Дорожный принцип разделил все население нашего Каменска-Уральского, да и всей страны в целом, на три категории: пешеходы, водители и инспектора дорожного движения. Пешеходы имеют свойство плавно перетекать в категорию водителей, автошколы не успевают за потоком желающих пополнить свой багаж знаний и пройти обучение вождению на автомобиле, а инспектора потирают руки в предвкушении поступления свежих, наивных автомобилистов.
Не секрет, что после обучения в автошколе и получения прав, многие бывшие пешеходы выезжают на дорогу и пугаются каждого встречного человека в зеленом – а вдруг остановят? А вдруг я что-то нарушил? И начинается лихорадочная проверка ремней безопасности, включенного ближнего света фар, воспоминания о наличии нужных документов и прочая суета. К слову, дорожные инспекторы – тоже не ангелы во плоти, иногда их методы работы напрямую противоречат российскому законодательству. Так что же необходимо знать о своих правах и обязанностях, чтобы не попасть впросак?
Обязанности водителей просты:
-
иметь действующие водительские права, техпаспорт, страховку ОСАГО, доверенность на авто и предъявлять их инспектору при первой просьбе;
-
проходить тестирование или медицинское освидетельствование по требованию инспектора;
-
соблюдать ПДД;
-
предоставлять свой автомобиль сотрудникам правоохранительных органов, если они находятся при исполнении.
Это самый простой и логичный список, соблюдая требования которого можно безопасно и спокойно рассекать по дорогам Каменска-Уральского и не знать забот. Если у каждого водителя имеются обязанности, значит, кое-какие права тоже имеют право на существование.
Итак, водитель имеет право и возможность:
-
на свободное перемещение по дорогам, а также на получение достоверной и своевременной информации о ситуации на дорогах от информированных должностных лиц;
-
если случилось ДТП - на медицинскую, спасательную и другие экстренные случаи помощи;
-
если в ДТП пострадал водитель, его транспортное средство и груз – на возмещение ущерба;
-
на оспаривание действий лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения, если такие действия признаны незаконными.
Кстати, последнее оспорить довольно трудно, если не быть подкованным в правах и обязанностях инспекторов ДПС. Итак, инспектор имеет право:
-
останавливать автомобили на оборудованном стационарном посту;
-
в случае обнаружения нарушения правил дорожного движения - остановить водителя и начать разбирательство, даже если сотрудник в данный момент не находится на службе;
-
отстранить водителя от управления транспортным средством и задержать его до выяснения обстоятельств;
-
запретить эксплуатацию автомобиля, имеющего неисправности;
-
задержания, досмотра автомобилей и составления протоколов об административном нарушении;
-
применять оружие или физическую силу – в исключительных случаях;
-
использовать гражданские автомобили для служебной необходимости.
Прав множество, а есть ли у инспекторов обязанности? Оказывается, есть, и они во многом перекликаются с обычной человеческой вежливостью и тактом:
-
при общении с участниками дорожного движения обязательно представиться, рассудительно и спокойно объяснить водителю его нарушение ПДД, стараться общаться с водителем и делать замечания вне зоны слышимости детей и подростков;
-
представляться, предъявлять собственные документы, документы на приборы фиксации нарушений, разъяснять порядок возражений на нарушение ПДД;
-
оказывать посильную помощь при ДТП, устранении неисправностей авто.